Каргопольская игрушка

Почему и как появилась каргопольская игрушка? С древних времен во многих деревнях Архангельской губернии процветало гончарное дело. Больше всех в этом ремесле преуспели жители Каргополя, лепившие не только предметы обихода (миски, крынки), но и игрушки, легко узнаваемые благодаря своей самобытности. Каждый год глиняные расписные медведи, нарядные барышни, звонкие свистульки, мужики в кафтанах, тройки, олени, полканы, кони уезжали с базара в дом к своим новым маленьким владельцам. И хотя каргопольская игрушка далеко не всегда доживала до следующей ярмарки, она пользовалась у малышей такой же любовью, как современная Барби.

Kargopolskaya_igrushka_TroykaКак изготавливалась каргопольская глиняная игрушка? У каждого гончара были свои секреты. Для изделий требовалась жирная глина из оврагов, так как речная для этих целей не подходила. Одни мастера подсушивали глину, толкли, а уже из порошка лепили массу, другие — заливали материал на пару дней, но по нескольку раз выбирали сор, травинки и камешки. Когда глина отстаивалась и хорошо прилипала к рукам, из неё особым способом изготавливали сказочных персонажей, людей и животных, которые затем обжигались в печах.

Каргопольская игрушка и её особенности

Изделия народных умельцев отличает пластичность фигур, динамика и своеобразная роспись. Лепятся игрушки в определённом порядке: туловище и голова крепятся к юбке, затем присоединяются руки и коротковатые ноги. Все части тщательно сглаживаются. Выпуклые элементы всегда делали способом вытягивания глины. В отличие от статичных поделок из других губерний, каргопольская игрушка часто изображала персонажей в движении, причем, — с поразительной точностью: вот Медведь Топтыгин поднял лапу в своем смешном танце, а вот — барыня замахнулась платочком или веселящийся мужик широко развел гармонь…

Игрушки из Каргополя сохранились чудом только благодаря тому, что в 1967 году Союз художников обратил внимание на поделки самой известной на сегодня мастерицы Ульяны Ивановны Бабкиной (1888-1977 гг.), при жизни обучавшей народному ремеслу всех желающих. К счастью для искусствоведов, историков, мастеров-игрушечников, в 2003 г. в Каргополе был открыт Дом-музей Шевелевых, где не только хранятся глиняные бабы, зайцы, собаки, птицы Сирины, но и проводятся мастер-классы.

В наши дни каргопольская игрушка стала ярче, приобрела узоры, более понятные нам, однако настоящие мастера бережно хранят старинные традиции, а потому расписывают изделия «мягкой» темперой, сажей и мелом. Главными цветами по-прежнему выступают зеленый, красный, черный, синий, белый и охра. Неизменными остаются и древние символы: кольца, круги и кресты, символизирующие солнце, овалы и точки (зерна), полосы (вспаханная нива), растительные орнаменты.

Только представьте, с какой любовью люди Русского Севера, не имея особых развлечений в этих суровых краях, придумывали и создавали игрушки на потеху детям! Сегодня традиции гончаров сохраняются теми, кому дорога история нашей страны и народа. Каргопольская игрушка может стать оригинальным предметом интерьера, необычным, веселым подарком и настоящим оберегом для тех, кому вы её преподнесете.

По материалам сайта kuzaranda.ru

 
Статья прочитана 360 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Каргопольская игрушка"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля


Последние Твитты

Архивы

Категории

Читать нас

Статистика сайта


Яндекс.Метрика